ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

За указанный отчетный период Избирательной комиссией Самарской области (далее – Комиссия) рассмотрено 7 обращений.

01.03.2017 г. в Комиссию из следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области поступило обращение гражданина Т. по вопросу привлечения к уголовной ответственности по статье 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (фальсификация итогов голосования) членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2919 (Ленинский район города Самары).

В целях всестороннего рассмотрения указанного обращения распоряжением председателя Комиссии образована Рабочая группа, в состав которой вошли члены Комиссии, работники аппарата Комиссии, представитель Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

По результатам рассмотрения обращения Т. Рабочей группой подготовлено заключение, выводы которого основаны на анализе видеозаписи осуществления на указанном избирательном участке процедур подсчета голосов избирателей и подведения итогов голосования, полученной от ПАО «Ростелеком».

В содержании заключения отмечено, что действия, связанные с фальсификацией, образуют состав уголовно наказуемых деяний, предусмотренных статьями 142 и 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и Комиссия не обладает компетенцией по рассмотрению вопроса о привлечении к данному виду ответственности членов участковых или иных избирательных комиссий.

Аналогичное обращение Т. поступило в Комиссию из Прокуратуры Самарской области 07.03.2017 г.

Заключение направлено заявителю, в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области, в Прокуратуру Самарской области, Уполномоченному по правам человека в Самарской области.

03.03.2017 г. в Комиссию из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступило обращение С. для рассмотрения в части, касающейся изложенных в нем сведений о предполагаемом противоправном вмешательстве органов государственной власти, органов местного самоуправления, ряда государственных и муниципальных служащих Самарской области в ход избирательных кампаний по выборам, состоявшимся 18 сентября 2016 года.

В ответной информации заявителю подробно изложены меры, принятые Комиссией для обеспечения законности избирательных процессов на территории Самарской области. Заявителю также даны разъяснения относительно информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которую он указывает в подтверждение своих доводов, и сообщено, что по его заявлению данная информация подверглась проверке со стороны Прокуратуры Самарской области.

Доводы заявителя были приняты во внимание, и в письменном ответе заявителю сообщено, что Комиссией в адрес председателей территориальных избирательных комиссий Самарской области (далее – ТИК) направлено письмо с необходимыми рекомендациями по повышению эффективности деятельности ТИК по подбору квалифицированных кадров на должности председателей участковых избирательных комиссий.

03.03.2017 г. в Комиссию из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступило обращение М. в целях проведения проверки по видеоматериалу «Как воровали наши голоса на выборах в Самарской области 18 сентября 2016 года. Фальсификации в сельском поселении Курумоч Волжского района», размещенному в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (http://blog-matveev.livejournal.com/1097748.html).

Распоряжением председателя Комиссии была создана Рабочая группа по проведению проверки по материалу, размещенному в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», касающемуся голосования 18 сентября 2016 года на избирательных участках в селе Курумоч Волжского района Самарской области, в целях определения – имели ли место факты нарушений требований действующего избирательного законодательства на избирательных участках № 0701, № 0702 и № 0703 со стороны членов данных участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса в ходе организации голосования и при подсчете голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва, состоявшихся 18 сентября 2016 года.

В заключении рабочей группы, подготовленном по результатам рассмотрения обращения М., выработаны рекомендации территориальной избирательной комиссии Волжского района Самарской области (далее – ТИК) относительно решения вопросов по досрочному прекращению полномочий отдельных членов участковых избирательных комиссий избирательных участков № 0701, № 0702 и № 0703 за неоднократные нарушения требований действующего избирательного законодательства по проведению голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва, подведению итогов голосования, обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, а также даны иные поручения. ТИК указано на необходимость усиления подготовки составов нижестоящих избирательных комиссий к проведению выборов, повышения уровня эффективности мероприятий по правовому обучению организаторов выборов и ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации о выборах в ходе реализации полномочий участковых избирательной комиссий по подготовке и проведению выборов. Исполнение рекомендаций и поручений, содержащихся в заключении Рабочей группы, взяты Комиссией на особой контроль. Заключение направлено в порядке компетенции в СУ СК России по Самарской области, в Прокуратуру Самарской области, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Самарской области, а также заявителю.

03.03.2017 г. в Комиссию из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступило обращение П. по вопросу выплаты ей дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активное участие в подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в заниженном размере.

Заявителю даны разъяснения о порядке выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за фактически отработанное время в территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК), а также за активное участие в ее работе в период выборов. Также внимание заявителя обращено на то, что решение ТИК, которым был установлен конкретный размер коэффициента соответствующих выплат, принято с учетом личного вклада заявителя в круг решаемых ТИК вопросов, а также всех критериев оценки ее работы и в установленном порядке не оспорено.

06.03.2017 г. в Комиссию из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступило обращение Ж., в котором содержится информация о нарушениях избирательного законодательства в период подготовки к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва. Поводом к обращению послужило размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о том, что гражданка С. в период указанных выборов организовала на территории одного из муниципальных образований Самарской области незаконное изъятие агитационных печатных материалов отдельных избирательных объединений.

В целях проведения проверки данных фактов и принятия в случае необходимости соответствующих мер реагирования обращение Ж. было переадресовано по компетенции в ГУ МВД России по Самарской области, о чем заявитель был проинформирован.

07.03.2017 г. в Комиссию из Прокуратуры Самарской области поступило обращение Т., который требует привлечь к уголовной ответственности к уголовной ответственности по части 2 статьи 142 Уголовного кодекса Российской Федерации (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий) трех членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 0703 Волжского района Самарской области (далее – члены УИК), а также лиц, присутствовавших на данном избирательном участке в день голосования.

Заявителю направлен письменный ответ с указанием на то, что позиция относительно приведенных им в данном обращении фактов изложена в заключении Рабочей группы по проведению проверки по материалу, размещенному в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», касающемуся голосования 18 сентября 2016 года на избирательных участках № 0701, № 0702 и № 0703 в селе Курумоч Волжского района Самарской области.

В частности в заключении Рабочей группы отмечено, что в ходе голосования на избирательном участке № 0703 находились посторонние лица, личности которых были установлены в ходе проведения проверки. На видеозаписи с камер видеонаблюдения, осуществлявших фиксацию процесса голосования на указанном избирательном участке, просматривается, что указанные лица во временные промежутки с 16.00.52 по 16.09.30 (Б.), с 16.03.29 по 16.24.18 (Е.) ведут беседу с членами УИК, перемещаясь от одного стола выдачи избирательных бюллетеней к другому, производят какие-то записи в местах выдачи избирательных бюллетеней и нахождения книг списка избирателей с персональными данными избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, что вызывает предположение о нарушении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных физических лиц. Однако отдаленность средств видеофиксации от мест выдачи избирательных бюллетеней, а также качество звукового сопровождения соответствующих фрагментов видеозаписи не позволяют отчетливо распознать содержание разговора указанных лиц с членами УИК с правом решающего голоса, а также детально рассмотреть их действия и, следовательно, сделать однозначный вывод о незаконном использовании в данном случае персональных данных граждан, включенных в список избирателей, не представляется возможным. Сведения о том, что на момент проведения проверки данные граждане обжаловали действия, связанные с нарушением непосредственно в отношении них законодательства о защите персональных данных, в Комиссии отсутствуют.

В месте с тем, в заключении содержится предположение о вмешательстве с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, установленных законодательством о выборах, с целью повлиять на ее решения, что в свою очередь образует состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного частью 3 статьи 141 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Относительно принуждения граждан, находящихся в подчинении указанных должностных лиц, к участию в голосовании Рабочая группа отмечает, что события, освещенные в видеофильме в качестве факта принуждения, не позволяют сделать однозначный вывод о том, что избирателей принуждают к осуществлению выбора помимо их воли.

Рабочая группа сочла целесообразным в рамках обучения составов УИК Самарской области разработать и довести до их сведения рекомендации относительно действий членов УИК и ее руководящего состава в случае возникновения на практике ситуаций, связанных с нахождением в помещении для голосования в день голосования (в том числе досрочного) посторонних лиц, а также поступления от данных лиц просьб и требований, не касающихся реализации непосредственно ими избирательных прав, а также противоречащих требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе о выборах.

По результатам анализа фрагментов видеофильма, посвященных давлению на работников социальной и промышленной сфер со стороны их руководителей и органов исполнительной власти Самарской области, в заключении Рабочей группы отмечено, что конституционные принципы, заложенные в основу избирательного законодательства, гарантируют гражданам Российской Федерации свободу участия в выборах, которая определяется, в том числе положениями статьи 3 Федерального закона, в соответствии с которыми участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Нарушение указанных выше законоположений образует состав уголовно наказуемого деяния. В содержании видеофильма отсутствуют сведения о том, кто конкретно вынужден был принимать участие в голосовании под принуждением, то есть чьи конкретно избирательные права нарушены противоправными действиями должностных лиц. Каждый гражданин Российской Федерации вправе самостоятельно законными методами осуществлять защиту конституционных прав и собственных интересов. В случае, если авторы видеофильма обладают какой-либо конкретной информацией о лицах, чьи права были нарушены в связи с принуждением их к участию в голосованию, Рабочая группа готова незамедлительно отреагировать и рекомендовать Комиссии во взаимодействии с правоохранительными органами принять меры по ее всестороннему рассмотрению.

Заключение направлено по компетенции в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области, в Прокуратуру Самарской области, а также Уполномоченному по правам человека в Самарской области, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и заявителю.


Возврат к списку