ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Обзор обращений, поступивших в Избирательную комиссию Самарской области по вопросам нарушений избирательного законодательства в период подготовки и проведения на территории Самарской области избирательных кампаний, состоявшихся 18 сентября 2016 года (июнь – октябрь 2016 года)

2016 год ознаменован проведением на территории Самарской области широкомасштабных избирательных кампаний федерального и регионального уровней. 18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее – Государственная Дума) и выборы депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва (далее – Губернская Дума). В отдельных муниципальных образований Самарской области (44) проводились дополнительные и повторные выборы депутатов по одномандатным избирательным округам. Всего на территории Самарской области состоялось 46 избирательных кампаний и один референдум по вопросу введения ежегодных разовых платежей (самообложения) сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области.

Всего по итогам проведения указанных выше избирательных кампаний в Комиссию поступило 276 обращений. 

Усматривается, что характер указанных обращений зависит, в том числе, от стадии избирательного процесса. Например, в начальной стадии наиболее актуальными являлись вопросы, касающиеся формирования избирательных комиссий, назначения и освобождения от должности членов избирательных комиссий. Всего в Комиссию поступило 5 обращений подобной тематики и в ходе их рассмотрения нарушений избирательного законодательства выявлено не было.

В последующем в обращениях граждан, касающихся избирательных кампаний 2016 года, преимущественно затрагиваются вопросы относительно таких этапов выборов, как информирование и предвыборная агитация.

При этом отмечается значительное снижение количества вопросов, поставленных в обращениях, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов, избирательных объединений, долгое время остававшихся актуальными. Всего 12 обращений данной тематики поступили в Комиссию. Во многом такой тенденции способствовала организация деятельности Комиссии по оказанию всесторонней консультационной помощи указанным субъектам избирательного процесса. Предметом 5 обращений является обжалование непосредственно решений комиссий об отказе в регистрации, заверении списков кандидатов, исключении из списка кандидатов. Ни одно нарушение избирательного законодательства при принятии избирательными комиссиями указанных решений в ходе рассмотрения соответствующих обращений установлено не было. Ровно столько же (5) обращений посвящено обжалованию решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов, списков кандидатов. Авторами данных обращений, как правило, являлись оппоненты кандидатов, избирательных объединений в предвыборной гонке, а в качестве оснований для отмены регистрации кандидатов, списков кандидатов приводились нарушения ограничений, установленных действующим избирательным законодательством относительно использования преимуществ должностного или служебного положения, подкупа избирателей, нарушения законодательства об интеллектуальной собственности.

38 обращений, в содержание которых затрагиваются нарушения, связанные с использованием преимуществ должностного (служебного) положения, а также с неправомерными действиями иных лиц и организаций, за исключением одного, в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения. Одно заявление кандидата в депутаты Государственной Думы Л.И. Калашникова по вопросу незаконных действий по снятию агитационных материалов в виде баннеров с его изображением и надписью: «Мэр, ответь за разруху в Тольятти», осуществленного, по мнению заявителя, рекламной организацией в связи с административным давлением, было частично удовлетворено. Комиссией было принято постановление, согласно которому соответствующая организация была уведомлена о недопустимости нарушений федерального законодательства.

 В целом остальные поступившие в Комиссию обращения можно условно разделить на две основные категории: обращения, связанные с информационным обеспечением выборов (сюда же отнесена и агитация), которые составляют более половины (146) всех поступивших обращений и обращения, касающиеся непосредственно действий (бездействия) (22), а также решений избирательных комиссий (38), непосредственно связанных с организацией и проведением выборов (итого 60 обращений).

Следует отметить, что избирательное законодательство претерпело существенные изменения относительно регулирования вопросов, связанных с предвыборной агитацией и информированием избирателей. Этим, во многом, объясняется увеличение количества обращений данной тематики. Подавляющее большинство таких обращений предварительно рассматривалось на заседаниях Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов (далее – Рабочая группа), а впоследствии – на заседаниях Комиссии. Принятые в рамках рассмотрения информационных споров постановления Комиссии вызывают значительный правовой интерес, так как в них сформирована позиция Комиссии по разрешению неоднозначных и сложных правовых ситуаций, например, касающихся правоотношений кандидатов, избирательных объединений со средствами массовой информации, сетевыми изданиями, иными информационными источниками, используемыми в целях агитационной и информационной деятельности. Всего Комиссией по результатам рассмотрения информационных споров вынесено более 30 представлений о нарушениях избирательного законодательства, которые были направлены на исполнение в правоохранительные органы, Управление Роскомнадзора по Самарской области для принятия мер реагирования. Данные постановления Комиссии размещены на официальном сайте Комиссии, находятся в свободном доступе. В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации были обжалованы 3 постановления Комиссии по информационным спорам, необходимость в пересмотре которых ЦИК не усмотрела, что, безусловно, является положительным показателем деятельности Комиссии в целом. В ходе работы по рассмотрению обращений данной категории по 54 обращениям нарушения требований законодательства Российской Федерации о выборах подтвердились или частично подтвердились. Некоторые из них касаются незаконного изготовления и распространения на территории Самарской области печатных агитационных материалов, которые не содержат выходных данных, обязательная необходимость указания которых предусмотрена действующим избирательным законодательством. Использование указанной технологии неправомерной агитации выявляется в ходе проведения практически каждой избирательной кампании. Выборы 18 сентября 2016 года не стали исключением. Отсутствие выходных данных на агитационных печатных материалах, не позволяющее идентифицировать причастность к их изготовлению и распространению конкретных лиц, предоставляет возможность обойти различные ограничения и запреты, установленные в отношении содержания агитационной продукции, иные требования закона по ее изготовлению и распространению, что широко используется в целях формирования негативного отношения избирателей к тому или иному кандидату, тому или иному избирательному объединению. Комиссия традиционно признает такие агитационные печатные материалы незаконными и обращается с представлениями о пресечении противоправной агитационной деятельности, изъятии таких агитационных печатных материалов, установлении и привлечении к ответственности виновных лиц в правоохранительные органы. К сожалению, следует отметить, что действенные механизмы, позволяющие исключить из практики работы избирательных комиссий данные методы незаконной агитации, в настоящее время отсутствуют. Представленные правоохранительными органами сведения по итогам рассмотрения соответствующих представлений Комиссии в период проведения избирательных кампаний 18 сентября 2016 года, свидетельствуют о том, что значительных положительных результатов в указанной деятельности не достигнуто – факты выявления и привлечения к ответственности лиц, виновных в изготовлении и распространении подложных агитационных материалов, отсутствуют.

Необходимо отметить, что в ходе избирательных кампаний, состоявшихся 18 сентября 2016 года, как кандидатами так и избирательными объединениями для размещения агитационных предвыборных материалов активно использовались средства массовой информации и интернет-ресурсы. Большая часть обращений рассматриваемой тематики посвящена нарушениям установленного порядка проведения агитации в средствах массовой информации, сетевых изданиях, а также порядка опубликования опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами. В постановлениях, принимаемых по результатам рассмотрения данных обращений, Комиссия как государственный орган, осуществляющий полномочия по контролю за соблюдением порядка проведения агитационной деятельности и защите избирательных прав граждан на территории Самарской области, обращала внимание всех представителей средств массовой информации на то, что публикация ими информационных материалов, не должна использоваться как технология скрытой неправомерной агитации, а размещение в средствах массовой информации информационных материалов должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства и не нарушать равенства кандидатов, избирательных объединений. Также организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий предупреждались об ответственности за нарушение указанных требований, применяемой в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В этой связи, в период избирательной кампании представителям средствам массовой информации, осуществляющим важнейшую социальную функцию по информированию избирателей, Комиссией было рекомендовано занимать этичные и взвешенные позиции и с большой внимательностью подходить к содержанию публикуемых материалов в целях исключения в деятельности по информированию нежелательных конфликтов с участниками избирательного процесса, информационного обеспечения выборов в атмосфере открытого диалога, прозрачной и честной борьбы конкурентными и законными методами. Аналогичное обращение Комиссии было адресовано кандидатам, избирательным объединениям с призывом к строгому соблюдению действующего избирательного законодательства при осуществлении агитационной деятельности, организации избирательной кампании открытыми и конкурентными методами борьбы, основанной на принципах взаимоуважения и законности, исключить применение некорректных политических технологий, воздержаться от таких форм и методов проведения предвыборной агитации, которые подрывают доверие граждан к институту выборов и направлены не на формирование осознанного волеизъявления граждан, а на дестабилизацию общественно-политической обстановки в Самарской области.

В тех случаях, когда в ходе рассмотрения обращений усматривались конкретные нарушения требований действующего избирательного законодательства, регулирующие порядок информационной и агитационной деятельности, Комиссия обращалась с представлением о пресечении соответствующих нарушений в Управление Роскомнадзора по Самарской области, а также в правоохранительные органы, в зависимости от статуса организации или лиц, их допустивших. Следует отметить, что по результатам рассмотрения Управлением Роскомнадзора по Самарской области представлений Комиссии о пресечении противоправной агитационной ответственности, редакции отдельных периодических печатных изданий были привлечены к административной ответственности.

Обращаю внимание на то, что в ходе подготовки к проведению предстоящих выборов Комиссией области были предриняты меры по организации избирательных процессов в строгом соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.

Перед избирательными комиссиями всех уровней была поставлена задача четкого соблюдения требований действующего избирательного законодательства, обеспечения максимального возможного уровня открытости и прозрачности выборов. Комиссией были предусмотрены дополнительные ресурсы для достижения указанных задач – организовано видеонаблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей с видеотрансляцией изображения с избирательных участков в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в режиме реального времени; действовал круглосуточный телефон «горячей линии», привлечено дополнительное количество технических средств подсчета голосов избирателей – комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010) и т.д. Также была проведена работа по подготовке к выборам составов нижестоящих комиссий, которые, в том числе, были предупреждены о персональной ответственности за нарушение требований избирательного законодательства.

7 июля 2016 года № 221/1708-5 на заседании Комиссии принято постановление «О мерах по преодолению негативных тенденций, которые могут отрицательно отразиться на легитимности избирательных кампаний, назначенных на 18 сентября 2016 года, и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию на территории Самарской области», в содержании которого проанализированы, в том числе, и вопросы, связанные с темами, затронутыми в Вашем обращении. 13 сентября 2016 года Комиссией принято постановление № 253/1965-5 «Об обеспечении избирательных прав граждан Российской Федерации на территории Самарской области при проведении выборов  18 сентября 2016 года». Кроме того, Комиссией приняты и иные решения организационно-технического и методического характера, направленные на обеспечение гласности и прозрачности указанных избирательных кампаний. 

Несмотря на вышеуказанные меры значительная часть обращений (22), поступивших в Комиссию по итогам избирательных кампаний 18 сентября 2016 года, связана с действиями избирательных комиссий (в основном участковых) по организации голосования и подсчету голосов избирателей. Обращения подобного характера, поступали на рассмотрение Комиссии как непосредственно от заявителей, так и переадресовывались по компетенции из органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации.

Судя по содержанию обращений данной категории, значительная часть вопросов, содержащихся в них, касается организации голосования вне помещения для голосования. В обращениях рассматриваемой тематики часто указывалось на отсутствие при проведении голосования реестра (выписки из него) с зарегистрированными заявлениями (устными обращениями) граждан о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, несвоевременное заполнение указанного реестра. В некоторых случаях наблюдатели, члены с правом совещательного голоса не извещались о выходе членов УИК для проведения голосования вне помещения для голосования и т.д.

Следует обратить внимание на то, что Комиссией нижестоящим избирательным комиссиям неоднократно указывалось на необходимость строгого соблюдения законоположений относительно организации голосования вне помещения для голосования. 09.09.2016 г. Комиссией было принято постановление № 251/1950-5 «О мерах по обеспечению проведения голосования вне помещения для голосования в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва 18 сентября 2016 года»), в котором как УИК, так и ТИК были даны соответствующие поручения, связанные с усилением контроля и обеспечением законности проведения указанной избирательной процедуры. 

В некоторых обращениях указывалось на несоблюдение порядка осуществления действий, связанных с подсчетом голосов избирателей. Например, в отдельных случаях заявители обращали внимание на то, что при подсчете голосов избирателей не заполнялись увеличенные формы протоколов об итогах голосования, не выдавались заверенные копии протоколов об итогах голосования и т.д. Следует отметить, что по результатам рассмотрения данных обращений далеко не во всех случаях нарушения находили свое подтверждение.

Поводом для таких обращений также служили и выявленные в списках избирателей недостоверные сведения об избирателях. Анализ всех поступивших обращений, связанных с вышеуказанной тематикой, по критерию их разрешаемости свидетельствует о том, что сведения, содержащиеся в данных обращениях, подтвердились только в четырех случаях, где речь шла непосредственно о неточностях в списках избирателей. Данные ситуации возникают практически в период каждой избирательной кампании. Однако действующим избирательным законодательством предусмотрены механизмы их разрешения, направленные на обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации. В ходе рассмотрения таких обращений Комиссия при взаимодействии с уполномоченными в сфере регистрационного учета избирателей органами, как правило, при наличии законных оснований решает данные вопросы в пользу удовлетворения требований заявителей.

В продолжение вышеуказанной темы следует отдельно выделить обращения, в которых содержатся предположения или конкретные события, которые по мнению заявителей, свидетельствуют о фальсификации итогов голосования на избирательных участках. Таких обращений поступило в Комиссию 6. Рассмотрев обращение М.Н. Матвеева об обнаружении административных и уголовных нарушений, совершенных, по мнению заявителя, в целях фальсификации результатов выборов на избирательном участке № 2506, а также размещенный 16 ноября 2016 года в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (http://blog-matveev.livejournal.com/1082521.html) видеоматериал «Как воровали голоса на выборах в Самарской области. Фильм-расследование Михаила Матвеева» (далее – видеофильм), Комиссией была организована проверка в целях определения имели ли место факты нарушений требований действующего избирательного законодательства на избирательном участке № 2506 со стороны членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в ходе организации голосования и при подсчете голосов избирателей на выборах 18 сентября 2016 года. Проверка осуществлялась специально образованной Рабочей группой, в состав которой вошел представитель Уполномоченного по правам человека в Самарской области. По заключению Рабочей группы за неоднократные нарушения требований действующего избирательного законодательства по подготовке и проведению голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва подведению итогов голосования на избирательном участке № 2506, обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации членам участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2506 в обязательном порядке – председателю УИК А.Я. Алтухову, заместителю председателя УИК О.В. Батаевой, секретарю УИК С.И. Бирюковой, членам УИК с правом решающего голоса Л.И. Алтуховой, С.П. Андрееву было рекомендовано незамедлительно подать в ТИК заявления в письменной форме о сложении полномочий членов УИК с правом решающего голоса. Также выработаны рекомендации и в отношении  территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района города Самары Самарской области. Комиссия осуществляет строгий контроль за исполнением указанных рекомендаций. Заключение Рабочей группы в порядке компетенции направлено в ГУ МВД России по Самарской области, СУ СК России по Самарской области, а также в Прокуратуру Самарской области.

26.10.2016 г. под руководством Комиссии состоялось совещание с председателями ТИК по итогам проведенных 18 сентября 2016 года избирательных кампаний, на котором проведен анализ поступивших в ходе них обращений граждан о нарушении избирательного законодательства и выработаны практические меры, позволяющие повысить эффективность деятельности избирательных комиссий Самарской области по данному направлению.


Возврат к списку